Нижегородскую область рискует накрыть острый продовольственный кризис К основному контенту

Нижегородскую область рискует накрыть острый продовольственный кризис

 Вирус продолжает наносить неожиданные удары по интересам частного бизнеса и населения. Остро встал вопрос: хватит ли россиянам в ближайшем будущем самого необходимого? Розничные магазины закрываются из-за кризиса, локдаунов, а открывать новые на их месте запрещает закон. Такой регуляторный парадокс спровоцировала пандемия.

В канун Нового года выяснилось: в ряде регионов страны развивается острый продовольственный кризис – граждане не могут приобрести не только деликатесы для новогоднего стола, но даже самое насущное, так как нет ни продуктов, ни магазинов!
Еще когда в сентябре в Нижегородской области из-за неурожая был введен режим ЧС, сразу появились опасения, что нас ждет дефицит продуктов питания и резкий скачок цен. Позже выяснилось, потери не столь катастрофичны, легко компенсируются за счет импорта продовольствия из других регионов и даже стран. Теперь понятно, что на сегодняшний день главную опасность для своевременного, качественного снабжения граждан продуктами представляет не их дефицит, а несовершенство, либо отсутствие самой системы надлежащего снабжения. Институт развития предпринимательства и экономики провел исследование о состоянии дел на рынке продуктов питания. Выяснилось, в отдельных районах семи регионов страны возникла проблема с наличием торговых сетей. Речь о поселениях Липецкой, Калужской, Рязанской, Тульской, Владимирской, Тверской, Ленинградской областей. Третья часть магазинов здесь прекратила работу: речь о частных торговых точках и сетевых группах. Казалось бы, «рынок не терпит пустоты» и вместо ушедших бизнесов должны появиться новые игроки. Но этого не происходит.
В ноябре начали испытывать острую нехватку товаров первой необходимости, в первую очередь – в числе еды проблема касается восточных регионов России – Сахалин, Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ. Жители Камчатки даже обратились по этому поводу к президенту, пожаловавшись, что во многих населенных пунктах невозможно найти необходимого – овощей, фруктов, молочной продукции, яиц – их просто не завозят!
Нечто подобное, правда, в куда менее социально опасных масштабах, мы уже наблюдали весной прошлого года и в Нижегородской области, когда нижегородцы заметили перебои с рядом товарных групп, в том числе с гречкой. Выяснилось, проблема во многом создана искусственно оптовиками и ее довольно оперативно устранили.
Но остался «подводный камень». В сельской местности, в особенности в отдаленных от райцентров деревнях и селах, дефицит продовольствия – уже реальность. На богатый ассортимент товаров в сельских магазинчиках рассчитывать никогда не приходилось из-за низкой рентабельности, да и те, что работали, позакрывались. В таких случаях власти пытаются обеспечить подвоз продуктов первой необходимости, но с этим нередко возникают перебои!
Сейчас выясняется, подобная безрадостная перспектива может ожидать и более крупные населенные пункты в нашем регионе. «Ступор» состоит в том, что закон «О торговле» просто запрещает «снявшимся с якоря» сетевикам арендовать новые площади. При этом несетевой бизнес опасается заявляться на рынке из-за его неопределенности. Эпидемия не отступила: новая волна сменяет старую, люди стараются оставаться дома, что уверенно перемещает сферу торговли в зону нерентабельности. Инфляция в 2021 году превысила все прогнозы, так что население вынуждено экономить на продуктах, то есть опять же снижать потребление.
В потенциальной зоне риска еще 32 региона, в том числе Нижегородская область, где может возникнуть «дефицит магазинов».
Эта и без того тревожная ситуация усугубляется новой проблемой. На фоне государственного ограничения цен несетевые магазины попадают в своеобразные ножницы: себестоимость товаров растет, а цена продажи «диктуется» быть ограниченной. Бизнес противоречия не выдерживает, просто убирает товар с полок, дабы не торговать в убыток. Одно время таким образом с прилавков исчезли сахар, подсолнечное масло.
Особенно остро проблема стоит в сельской местности, где нет конкурентных сетевых групп. Локальный дефицит даже в одном магазине в таких поселениях может вызвать ажиотаж среди населения, которое бросится скупать продукты там, где они еще остались. «Его величество ажиотаж». Что в свою очередь снова чревато дефицитом и ростом цен – замкнутый круг!
В 2008 году в Нижегородской области работала программа «Покупай нижегородское», признанная отработать коммуникации между производителями и конечными потребителями продуктов в регионе, не допустить дефицита продовольствия. Однако программа давно провалена, о ней даже не вспоминают. Дамоклов меч появления пустых полок, как в начале 90-х, продолжает висеть над головами нижегородцев. Как бы эти проблемы не накрыла нас уже перед Новым годом, испортив нижегородцам праздничное настроение!
Ефим БРИККЕНГОЛЬЦ

УБРиР - Дебетовая карта "My Life" [СPS] RU

Комментарии