Мертвых женщин оттаскивали к двери и складывали у порога…». Страшная правда о «колымских трамваях К основному контенту

Мертвых женщин оттаскивали к двери и складывали у порога…». Страшная правда о «колымских трамваях

🌟«Мертвых женщин оттаскивали к двери и складывали у порога…». Страшная правда о «колымских трамваях»🌟

В 1989 году в ленинградском журнале «Нева» был опубликован рассказ Елены Семёновны Глинка — он назывался «”Колымский трамвай” средней тяжести». И произвел сенсацию! Дочь репрессированного и погибшего в сталинских лагерях капитана океанологического судна, сама прошла через все ужасы лагерной жизни, и в 1960-х годах решила написать свой первый рассказ о жизни женщин в условиях тюрьмы.
Советская власть грубым катком репрессий прошлась по семье Елены. Ее отец, капитан океанологического судна, в возрасте 61 года был арестован, обвинен в антисоветской деятельности и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Погиб в лагере и реабилитирован посмертно.
Елена Глинка родилась в Новороссийске, здесь же находилась во время войны, когда в 1942-1943 годах город оккупировали немецко-фашистские захватчики.
В возрасте 22 лет Елена поступила на первый курс Ленинградского кораблестроительного института. Однако в заполненной при поступлении анкете она не указала, что находилась во время войны в оккупации. Тогда это считалось тяжелым преступлением, обманом Советской власти. На первом же году обучения Глинка была арестована органами госбезопасности. Потом был суд и обвинение по статье «измена Родине» за то, что находилась в оккупированном фашистскими войсками Новороссийске и скрыла этот факт. Елена получила очень строгий приговор: 25 лет лагерей и 5 лет поражения в правах с конфискацией имущества. Сразу же ее ожидало 16-месячное одиночное и этапное заключение.
Но самое страшное было еще впереди. В мае 1951 года Елена Глинка оказалась в знаменитом порту Ванино, где ее ждал десятидневный этап в бухту Нагаева на теплоходе «Минск», первым открывавшим навигацию. В трюме этого парохода и начался ужас, который Елена Семеновна позже назовет «большой колымский трамвай» и опишет в суровом, реалистичном стиле.
Название «колымский трамвай» — это лагерный термин, означающий массовое изнасилование женщин с попустительства конвоя и охранников. «Это такой трамвай, попав под который, бывает-случается, останешься в живых», — говорили заключенные на Колыме.
Насколько я знаю, за массовые изнасилования никто никогда не наказывался, — пишет Елена Глинка, — ни сами насильники, ни те, кто способствовал этому изуверству. В мае 1951 года на океанском теплоходе «Минск» (то был знаменитый, прогремевший на всю Колыму «Большой трамвай») трупы женщин просто сбрасывали за борт. Охрана даже не переписывала мертвых по фамилиям — но по прибытии в бухту конвоиры скрупулезно и неоднократно пересчитывали оставшихся в живых, — и этап как ни в чем не бывало погнали дальше, в Магадан.. Не знаю, как при такой строгости им удавалось «списывать» мертвых, но в полной своей безнаказанности они были уверены. Ведь они всё знали наперед, знали, что придется отчитываться за недостающих, — и при этом спокойно продавали женщин за стакан спирта…»
Угроза изнасилования была неотъемлемой частью жизни заключенных женщин. Эта угроза возникала на каждом шагу, начиная с ареста и следствия. Мария Бурак, арестованная и осужденная в 1948 году за попытку уехать на родину, в Румынию, вспоминает: «Во время допросов применяли недозволенные приемы, били, требовали, чтобы я в чем-то призналась. Я плохо понимала язык и что они от меня хотят, и когда им не удавалось заполучить мое признание о помыслах бежать в Румынию, то даже насиловали меня».
Жаловаться на изнасилования, совершенные охраной и администрацией, было бесполезно, как и на изнасилования, совершенные другими заключенными в лагере. И если в камере или бараке женщины могли делиться пережитым, то при выходе на волю тема табуировалась. Унижение, стыд и боязнь общественного осуждения и непонимания были личной трагедией каждой пережившей насилие женщины и заставляли ее прибегать к защитному механизму отрицания. В связи с этим литературные произведения, ярко рисующие эту сторону лагерной жизни, немногочисленны и потому особенны ценны. Не смотря на то, что порой они сугубо субъективны и оценочны, для историков, социологов, и литературоведов, они представляют большой интерес. Ведь мемуары — это не только литературное произведение, но и свидетельские показания…

Комментарии